Критические периоды в развитии ребенка
В Вашей семье появился малыш. Сколько радостей и забот принес он с собой! От Вас и только от Вас теперь зависит, каким он будет. Любовь и терпение помогут Вам справиться с любыми трудностями, ведь никто лучше Вас не знает и не понимает Вашего ребенка.
И все же порой случаются ситуации, которые ставят в тупик даже опытных родителей. Иногда родители не могут понять, почему, вдруг, ребенок не хочет есть, плачет без причины, плохо ведет себя, проявляет упрямство и т.п.
В каждом из случаев можно действовать успешно, только если Вам удастся понять причину поведения Вашего ребенка. И чем яснее она станет для Вас, тем правильнее будут средства, с помощью которых Вы добьетесь желанной цели.
В психологии различают два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.
В стабильных возрастах развитие совершается медленно, небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования.
В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Как правило, в такие критические периоды родители обеспокоены поведением ребенка; не знают, как реагировать на неожиданно возникающие сложности во взаимоотношениях с малышом. Кажется, ребенок становится вдруг неуправляемым, дерзким, упрямым, непослушным, в общем, совсем неузнаваемым.
Детские психологи определяют кризисы как переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности.
Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.
Считается, что в первые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша.
В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.
Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.
Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления знаменует собой окончание кризиса новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества.
К концу первого года жизни резко возрастает самостоятельность малыша. Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми как предметами окружающего мира. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет делать, петь или играть. Этот период получил название «кризис одного года».
Можно выделить 5 факторов, определяющих наступление кризисного периода:
1.У ребенка появляется упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания.
2.Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения режима.
3.Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых - обидчивость, недовольство, агрессия, направленные на взрослых или отдельные предметы.
4.Противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но, получив, сразу отказывается от нее).
5.Повышенная капризность ребенка.
Противоречия между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых, их помощи и составляют основу «кризиса одного года». Это важно осознать и понять: именно нормальный рост и развитие ребенка обусловливают этот кризис.
В этот период родителям рекомендуется:
- Направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло;
- Не приводить заботу о максимальной безопасности малыша к бесконечным ограничениям и слову «нельзя»;
- Разделить пространство дома на «разрешенное» и «запрещенное»;
- Когда это возможно, заменить запреты более гибким поведением: провести «ревизию» дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, при-влекательную замену опасному предмету;;
- Научить малыша правильно обращаться с вещами.
Одним из наиболее трудных моментов в жизни ребенка является граница между ранним и дошкольным детством – кризис 3 лет. Л.С.Выготский описывает «семизвездие симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.
1.Негативизм – поведение вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
Негативизм отличается от непослушания:
- Социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание – содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании;
- Отношением к аффекту. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.
2.Упрямство – это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал», то есть это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение»
Упрямство отличается от простого непослушания:
- Мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство);
- Отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
3.Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше»
4.Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
5.Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
6.Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято употреблять в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. «И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят» Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тога он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
7.Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими. Ему хочется добиться того положения. Которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Родителям в этот период рекомендуется:
- Выработать более гибкую линию в воспитательных мероприятиях, расширять права и обязанности ребенка и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
- Сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
- Не ругать и не наказывать ребенка постоянно за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
- Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет»
- Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
- Не приучать ребенка к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
- Переключать упрямство ребенка на что-то захватывающее интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет.
- Не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства.
- Не создавать самим «опасных прецедентов» и ограничить круг запретов.
- Быть постоянными в своих требованиях. Если Вы что-то разрешили ребенку вчера, то разрешите это и сегодня.
- Погасить «воинственность» ребенка своим спокойствием.
- Не входить в «дебаты» с рассерженным ребенком и не шантажировать его.
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
1.Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
2.Манерничание - ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
3.Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать.
В домашней ситуации заметны и другие поведенческие характеристики кризисного периода:
- Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
- Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
- Непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
- Хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
- Демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;
- Обострение внимания к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький»;
- Упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях;
- Обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
Позитивные моменты:
- Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем;
- Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
- Рассудительность.
Родителям в этот период рекомендовано:
- Разъяснять причинные основания требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе);
- Предоставлять возможность осуществить новые формы самостоятельной деятельности;
- Напоминать о необходимости выполнить поручение;
- Выражать уверенность в способности ребенка справиться с поручением.